Сафонова татьяна Анатольевна

Персональный сайт учителя-логопеда

gallery/logo_logoped_oranj

Развитие мелкой моторики рук

Необходимость развития моторики  рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых  зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции.  Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.

ПРЕДМЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики: 
1. застегивание и расстегивание пуговиц; 
2. шнурование ботинок; 
3. шнуровка на специальных рамках; 
4. нанизывание колец на тесьму; 
5. игры с мозаикой; 
6. сортировка мозаики по ячейкам; 
7. игры с конструкторами; 
8. перебирание круп, зерен (к примеру, фасоль отделить от гороха). 

ЛАДОНЬ-КУЛАК
- Хочешь? Тоже делай так: То - ладонь, а то - кулак. 

Руки положить на стол: 
1. ладони прижать к столу; 
2. одновременно сжать два кулачка (позиция «кулак» - «кулак») 
3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция «рука» - «кулак»). 
Для усложнения - увеличить темп движения. 

КРЮЧОЧКИ
Крепко держатся дружочки, 
Не разжать нам их крючочки. 

Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючка, чтобы их трудно было расцепить. По аналогии делать фигуры и другими парами пальцев: безымянными, средними, указательными и большими. 

ЧЕРЕПАШКА
- Ножка, ножка, поскорей 
Двигай домик мой сильней 
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик» черепашки. Аналогичным способом передвигать «домик» черепашки средним, безымянным пальцами и мизинцем.
БРАТЦЫ
1. Пошли два братца 
2. Вместе прогуляться, 
3. А за ними еще два братца. 
4. Ну а старший - не гулял, 
5. Очень громко их позвал. 
6. Он за стол их посадил, 
7. Вкусной кашей накормил. 
Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раздвинуть в стороны поочередно две пары пальцев: сначала мизинец и безымянный, затем - средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» их кашей. 

ГУСЬ
Гусь сердитый зло гогочет: 
Может быть, он кушать хочет? 
Поставить руку локтем на стол. Вес пальцы прямые. Четыре пальца (кроме большого) выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом». 

ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР
Кот играет на баяне, 
Зайка наш - на барабане. 
Ну а мишка - на трубе 
Поиграть спешит тебе. 
Если станешь помогать, 

Будем вместе мы играть. 
Имитировать игру на разных музыкальных инструментах. 

СЧИТАЛКА
Гусь гнездо свое чинил, 
Гусь считалку сочинил, 
И гогочет, и гогочет: 
Заучить считалку хочет!   (Г. Лагздынь) 
Большой и указательный пальцы соединить в «клюв», остальные - в кулачок. 

КАЧАЕМ ЛОДОЧКУ
Долго лодочку качало. 
Ветер стих, и лодка встала. 

Ладонь руки - вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево-вправо. 


КУРОЧКА ПЬЕТ ВОДУ
1. Наша курочка гуляла, 
2. Травку свежую щипала. 
3. И пила водицу 
4. Прямо из корытца. 
Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вниз, поднимать вверх, имитируя водопой курочки. 

ВЕСЕЛЫЕ МАЛЯРЫ
1. Красят домик маляры 
2. Для любимой детворы. 
3. Если только я смогу, 
4. То им тоже помогу. 
Синхронно двигать кисти обеих рук из положения висящих кулачков до поднятых вверх кистей с раздвинутыми в стороны пальцами. 
 

ПТИЧКИ В ГНЕЗДЕ
1. Улетела птица-мать 
2. Малышам жучков искать. 
3. Ждут малютки-птицы 
4. Мамины гостинцы. 
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. Получается «гнездо». Шевеление пальцами правой руки создает впечатление живых птенцов в гнезде. 

ПТИЧКИ
1. Птички прилетали, 
2. Крыльями махали. 
3. Сели. Посидели. 
4. И дальше полетели. 
Пальцами обеих рук производить движения вверх-вниз. 

БАБОЧКА
1. Бабочка-коробочка, 
2. Улетай под облачко. 
3. Там твои детки 
4. На березовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит».) 
Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки. 


ЦВЕТОК
Набухай скорей, бутон, 
Распусти цветок - пион! 

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон». 
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок». 

ДЕРЕВЬЯ
Здравствуй, лес, дремучий лес, 
Полный сказок и чудес!        (С. Погореловский) 
Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы. 

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
1. - Пальчик-мальчик, Где ты был? 
2. - С этим братцем - В лес ходил. 
3. С этим братцем - 
4. Щи варил. 
5. С этим братцем - 
6. Кашу ел. 
7. С этим братцем - 
8. Песни пел! (Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.) 

МИЗИНЧИК
1. Маленький Мизинчик 
2. Плачет, плачет, плачет. 
3. Безымянный не поймет: 
4. Что все это значит? 
5. Средний пальчик очень важный, 
6. Не желает слушать. 
7. Указательный спросил: - 
8. Может, хочешь кушать? 
9. А Большой бежит за рисом, 
10. Тащит рису ложку, 
11. Говорит: -Не надо плакать, 
12. На, поешь немножко!

Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
 


ШАРИК 
1. Надувайся, шарик, больше! 
2. Лучше щечки раздувай! 
3. Поиграй ты с нами дольше: 
4. Катись, прыгай и летай! (Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать маленький, а затем - большой «шарик». Когда воздух «выходит», принять ладонями исходное положение.) 


ДОМИК
1. Дом мы строим 
2. Выше, выше! 
3. Есть окошки в нем 
4. И крыша. 
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом». 

ФЛАЖОК
Горит на солнышке 
Флажок, 
Как будто я 

Огонь зажег. 
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу. 
 

СТУЛЬЧИК
«Стульчик» ты из рук сложи 
И детишкам покажи. 
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу. Правую руку в положении кулачка прижать к левой ладошке большим пальцем к себе. 

ЗАЙЧИК-КОЛЬЦО
1. Прыгнул заинька с крылечка 
2. И в траве нашел колечко. 
3. А колечко непростое - 
4. Блестит, словно золотое. 

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую: 
a) пальцы - в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; 
b) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны. 

КОЛЬЦО
1. Выйду на крылечко, 
2. Вынесу колечко. 
3. Я его вместо игрушки 
4. Подарить хочу Валюшке. 
Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные развести в стороны. 

УЛИТКА
У улитки-крошки 
Подрастают рожки. 
Научу ее ходить, 
Если будут ножки.  
Пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь медленно вперед, «улитка» шевелит «усиками». 

ЗАЙЧИК
Зайка серый скачет ловко. 
В лапке у него морковка. 

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок. 

КОЗА РОГАТАЯ
1. Идет коза рогатая 
2. За малыми ребятами. - 
3. Кто кашку не ест, 
4. Молоко не пьет, 
5. Забодаю, забодаю!.. 
Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. Это - «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка. 

ДОЖДИК
Дождик-дождик, Полно лить, 
Малых детушек Мочить! 
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино). 

ВЕРТОЛЕТ
Быстро лопасти крути! 
Вертолет, лети, лети! 
Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) - в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это - «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета. 

БОЛЬШОЙ БРАТЕЦ
Покажи уменье другу, 
Покружись-ка ты по кругу! 
Четыре пальца правой руки (кроме большого) сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. 

ОСА
Оса села на цветок. 
Пьет она душистый сок. 
Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое - пальцем левой руки. 

КОМАРИК
Не кусай, комарик злой! 
Я уже бегу домой. 
Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед (это - «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это - «лапки»). 


ЖУК
1. Я веселый Майский жук. 
2. Знаю все 
3. Сады вокруг, 
4. Над лужайками 
5. Кружу, 
6. А зовут меня 

7. Жу-жу... 
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами». 
 

КОГОТКИ
1. У кошкиной дочки 
2. На лапках коготочки. 
3. Ты их прятать не спеши, 
4. Пусть посмотрят малыши! 
Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

ВОЗДУШНЫЕ ЩЕЛЧКИ
Во дворе у брата 
Бегали котята. 
Испугавшись щелчка, 
Разбежались кто куда. 

МЫ СЧИТАЕМ
1. Можно пальчики считать: 
2. Раз-два-три-четыре-пять. 
3. На другой руке - опять: 
4. Раз-два-три-четыре-пять. 
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого. 

РАЗМИНКА
Ты, утенок, не пищи! 
Лучше маму поищи. 

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки. 

ПОГЛАДИМ КОТЕНКА
- Киса, кисонька, кисуля! 
- Позвала котенка Юля. 
- Не спеши домой, постой! 
- И погладила рукой. 
Одной, затем другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев. 

МОЯ СЕМЬЯ
1. Вот дедушка, 
2. Вот бабушка, 
3. Вот папочка, 
4. Вот мамочка, 
5. Вот деточка моя, 
6. А вот и вся семья. 
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок. 

НАШ МАЛЫШ
1. Этот пальчик - дедушка, 
2. Этот пальчик - бабушка, 
3. Этот пальчик - папочка, 
4. Этот пальчик - мамочка, 
5. Этот пальчик - наш малыш. 
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца. 

КАЧЕЛИ
Задрожали ветви елей. 
Мы в восторге от качелей. 
Мы летаем вверх и вниз, 
Вместе с нами веселись. 
Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее - двумя руками. 
От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. 

КИСТОЧКА
Мягкой кисточкой покрашу 
Стульчик, стол и кошку Машу. 
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо - пальцы раздвигать. Влево - мягко соединять подушечки пальцев. 

ВЕЕР
Солнце светит очень ярко, 
И ребятам стало жарко. 
Достаем красивый веер - 
Пусть прохладою повеет. 
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком. 

БЕЛКА
Сидит белка на тележке, 
Продает она орешки: 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке толстопятому, 
Заиньке усатому... 
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого. 

ВСТАЛИ ПАЛЬЧИКИ
1. Этот пальчик хочет спать, 
2. Этот пальчик - прыг в кровать, 
3. Этот пальчик прикорнул, 
4. Этот пальчик уж заснул. 
5. Встали пальчики - «Ура!» 
6. В детский сад идти пора! 
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. 
 

НА РАБОТУ
1. Большой палец встал один. 
2. Указательный - за ним. 
3. Средний будит безымянный. 
4. Тот поднял мизинчик малый. 
5. Встали братцы все - «Ура!» 
6. На работу им пора. 

Cжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» - широко расставить пальцы в стороны.

ЗА РАБОТУ
1. Ну-ка, братцы, за работу. 
2. Покажи свою охоту. 
3. Большаку дрова рубить, 
4. Печи все тебе топить, 
5. А тебе воду носить, 
6. А тебе обед варить, 
7. А тебе посуду мыть. 
8. А потом всем песни петь, 
9. Песни петь да плясать, 
10. Наших деток забавлять. 
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими. 

ПАЛЬЧИКИ
Раз-два-три-четыре-пять - 
Вышли пальчики гулять. 
Раз-два-три-четыре-пять - 
В домик спрятались опять. 
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.